понедельник, 16 августа 2010 г.

Задания по русскому языку (подготовка к 5 классу)

ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА 5 “Е” класса !
Как вы отдыхаете?
Мы желаем всем нашим новым пятиклассникам отдохнуть хорошо, но при этом не забывайте про задания.
Выполните задания по предметам.
РУССКИЙ ЯЗЫК
№1. Раскрой скобки, поставив записанные в них слова в форме
2-го лица единственного числа. Проверь пропущенные орфограм¬
мы и запиши пословицы.

Пальц...м хлеба не (...трежу,1), плач...м горю не (п...могу,1). Не (п...смотрю,2)— не (увижу,2), не (ра...спрошу,2) — не (узнаю,1). (Скажу,1) — не (воро¬чу,2), (з...пишу,1) — не (с...тру), (...трублю,2) — не (при¬ставлю,2). Не (п...тружусь,2) — счастья не (узнаю,2).
№2. Попробуй раскрыть скобки и записать пословицу Мину¬та час (берегу). Получилось? Раскрой скобки, проверь пропущенные орфограммы и за¬
пиши словосочетания.

мы не (плачу, 1) — с громким плач...м — под горя-ч...м солнцем — мы скоро (закончу,2);
в болып...м поч...те — вы (пеку) пироги;
он (обожгу) палец — жж...ный сахар;
мы его (свяжу, 1) — мы (кружу,2) вокруг дома — на свеж...м воздухе — со свеж...м хлебом

№3. 1. С данными корнями образуйте глаголы неопределённой фсрмы при помощи суффиксов -а, -я, -е, -и.
Жар-, реш-, чист-, ум-, руб-, се-, дар-, хохот-, па-, готов-уч-, бол-, мороз-
2. Запишите образованные глаголы. Выделите основы.
Считают— считаешь, считает, делили, косили, скачут, пололи, тянут, искали, видят. Думают, варила, жарила, во¬зят, дремлют, стояли, копал, прячут, начинали, зябнут, пускают, просили, машут, моют, писали, сидят. 2. Обозначьте цифрами спряжение глаголов и проверьте личные окончим пи глаголов по неопределённой форме.
• Сравните ударные и безударные окончания глаголов. Есть ли разница?
• В чём особенность окончаний глаголов 2-го лица в единственном числе?
Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
№4. А. Спишите.
1. Пахать, веять, скакать, думать, полоть, ехать, топтать, искать, прятать, колоть, резать, считать, работать, сыпать. |
2. Кормить, пилить, рубить, строить, будить, ловить,
косить, любить, делить, ходить, лечить, хвалить, платить,
служить, красить, молотить.
Б. Сравните суффиксы в основах глаголов неопределённой формы в первой и второй группах. В чём различие?
Знаешь, знает. Знаем, знаете.
Пишешь, пишет.. Пишем, пишете.
Строишь, строит. Строим, строите



Глаголы с безударными личными окончаниями, имею¬щие основу в неопределённой форме на -и (ть), отно¬сятся ко II спряжению (ходить, ловить и т. д.). Все остальные глаголы с безударными личными окончани¬ями относятся к I спряжению (считать, гулять и т. д.).
В. 1. Запишите данные глаголы в неопределённой форме и во 2-м лице.
Летаю — летать, летаешь, ношу, читаю, делю, обедаю, строгаю, солю, точу, еду, рублю, рисую, бужу, ищу, одеваю, танцую.
}, Подчеркните личные окончания глаголов II спряжения. Как доказить, что безударные личные окончания в настоящем времени можно узнать ВО неопределённой форме?
4. 1. Напишите, что делает доктор, учитель, маляр, почтальон; что делают ?ножом, косой, пером, ключом, бритвой. Напишите, кто как подаёт голос.
Кошка ... , собака ... , курица ... , лягушка ... , свинья ... , воробей ... , овца ....
5. Упражнение «Что они делали?»
На доске записаны словосочетания с глаголами прошедшего времени. В гпаголах пропущен суффикс Л и родовые окончания. Надо дописать суффиксы и родовые окончания.
ОТЕЦ ОБЪЯСНИ..., ВОДА ЗАКИПЕ..., МАТЬ ПОЖАЛЕ..., РАДИ ГОВОРИ..., ЯБЛОКО СОЗРЕ..., ДЕРЕВО ШУМЕ..., ПАРУСНИК ПЛЫЯ РЕБЕНОК КРИЧА..., ДЕВОЧКА ЧИТА..., ЛОШАДЬ ВЕЗ..., СТОЙ СТОЯ..., ЧАЙ КИПЕ... .

№5
1.Определите (надпишите) части речи в пред¬ложении.
Синие и желтые цветки бодро подняли го¬ловки.
2. Разберите по членам предложения и выпи¬шите словосочетания с вопросами.
Над пёстрым ковром из трав возвышались диковинные цветы.
3. Разберите по составу слова: ночной, заряд¬ка; напишите два слова с таким же составом.
4. Образуйте от корня -свет- разные части ре¬чи.
5. Спишите слова, укажите их склонение.
В зелени, на березе, у Петра, с поля, на площади.
№6
1. В предложении подчеркните члены предло¬жения и определите (надпишите) части речи.
В водоёмах журчала и плескалась прозрач¬ная вода.
1. Разберите по составу слова ветерок, родной,входит.
2. Подберите к прилагательным прекрасный,утренняя имена существительные, запишите их в творительном и предложном падежах.
Выделите окончания.
3. Составьте и запишите предложения со сло¬вом дуб в именительном и винительном па¬дежах единственного числа.Обозначьте падежи у имен существительных.
4. Запишите три слова, в которых букв больше,чем звуков.
№7
1. В предложении подчеркните члены предло¬жения и определите (надпишите) части речи.
В лесу на солнечной полянке растёт могу¬чий дуб.
2. Разобрать по составу слова: выбегут, сол¬нышко, звонкий.
3. Придумайте и запишите слова, состоящие:
а) из корня, приставки и нулевого оконча¬ния;
б) из корня, суффикса и окончания;
в) из корня, приставки и окончания.


№8
1. Запишите местоимения 2 лица ед.ч. с предлогами.
2. Каким членом предложения чаще всего бы¬вает имя прилагательное? Докажите.
3. Выпишите из предложения слова с безудар¬ной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
Ночной порой в глуши лесной медведь к дуплу пробрался.
3. Придумайте и запишите словосочетания с именами прилагательными мужского, женско¬го и среднего рода с предлогами в Р.п и Т.п.
4. Запишите, перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак. Приведите примеры.
5. Произведите фонетический анализ слова ви¬ляют.
№9
1. Запишите местоимения 3 лица ед.ч. с предлогами.
2. Из данных слов выпишите имена существи¬тельные 2 склонения.
Смородина, восток, комната, трактор, гор¬ка, индюк, компас, метро, облако, растение.
3. Составьте и запишите предложения с место¬имениями: его, него, ему, к нему.
4. От имён существительных образуйте глаголы 2 лица мн.ч.
Зелень, цвет, крик, погрузка, поливка, корм.
5. Выпишите из текста глаголы. Укажите вре¬мя, лицо и число.
Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые цветы одуванчика. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае летает, оттого их майскими и прозвали.

№1 При ярк... свете, об ясн... солнышке, с электрическ... освещени..., о шутлив... поздравлении, к добр... молодцу, о дорожн... происшествии, на жадн... животное, без сливочн... масла, в крайн... доме, в жидк... тесто, о заботлив... отечестве, на зелен... дерево, к заперт... чулану, позади зелен... болота, знатн... происхождение, на золотист... сияние, из-за рыхл... снега, на рябеньк... яичко, к рябинов... квасу, с секретн... замком, к сердечн... привету, сквозь серебрист... иней, у сер... волка, на скалист... побережье, со сладк... творогом.
№2 Про любовн... письмо, благодаря лучш... ва¬рианту, с осени... листиком, к лёгк... плащу, у ласков... мая, о древн... строении, про кругл... озеро, перед сер... зданием, яа сереб¬рист... облако, сельск... жителю, у сентябрьск... утра, про секретн...донесение, под светл... пиджаком, через рыхл... поле, вокруг роскошн...торта, к робк.. человеку, про редк... изделие, перед весел... представлением, для видим... эффекта, по виноградн... кусту, через ветвист... дерево, без влиятелья... общества, при воеводск... чине, о воздушн... змее, на волнист... воротнике, под высохш... ручей, к галантн... кавалеру, перед гладк... льдом, воз¬ле ясн... месяца, с величайш... поэтом, о горьк... смехе.

№3. Позади большие снега зимы, впереди май месяц первоцветов - подснежников и радостных лесных концертов птиц. Сейчас затишье перед большими переменами. Снег почти весь растаял. В затенённых местах только держится. Вернулись домой пернатые обитатели леса.
Безлюдно в лесу. Дороги и тропинки, сосняки и ельники устланы ровным слоем бурой хвои. Лес прозрачен. Слежавшиеся под снегом листья укрывают траву, валежник, камни.
(По Б. Тимофееву)
№4 Лес живёт. Жизнь в нём нарастает с кажд часом. На припёках уже мелькают ослепительно-жёлтые лимонницы и первые цветки мать-и-мачехи. В мелких прогретых лужах проснулись, но ещё немые квакуньи. Взметнулся на куст дрозд-рябинник. Летом растрещался бы на весь лес, а тут как воды в рот набрал. Не воды, а жидкой глины вперемешку с сухими травинками. Дрозд свой дом строит.
Открылись двери муравейника. Жители пока вялы, нерешительны, только отогреваются на солнце.

№5. Спишите. Объясните правописание приставок.
Бе...делье, и...бавитель, и...бегать, ра...ка¬тать, в...дрогнуть, ра...гребать, бе...молвие, и...парение, ра...ладить, ра...киснуть, беспра-вие, ра...бросать, бе...честье, и...пепелять, бе...вкусица, ра...краска, безработица, и...лучать, бе...кормица, ра...графить, бессмысли¬ца, бе...покойство, в...бежать.
№6. Спишите пословицы. Расставьте знаки препинания.
В умной бесед... ума н...браться, а в глупой - свой ра...т...рять. Сп...рва ра...суди, а там осуди. Без правды веку не и...живёшь.
№7. Образуйте однокоренные слова с пристав¬ками РАЗ-, РАС-.
Давать, таять, горячиться, считать, ставить, пустить, винтить.
№8 а) Спишите. Объясните правопи¬сание приставок.
Ра...гладить, бе... жалостный, ра...критико¬вать, ра...лепить, и...ранить, бе...аварийный, ра...думать, в...бесить, ра...крутить, и...писать..
Во...полнить, в...визгнуть, ра...магнитить, ра...бег, бе...болезненный, в...бунтовать, раз¬брызгать, ра...пахать, ра...говор, и...жарить.
б) Выделите приставки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий